Живопись тингатинга возникла в Танзании в 60-х годах ХХ века и получила название по имени своего основателя – Эдуардо/Эдварда Саиди Тингатинга (1932-1972).
Первые картины создавались на плотном материале похожем на картон (мазонит или оргалит) и были размером примерно 60х60 см, поэтому тингатинга часто именуется «квадратная живопись». Для их создания использовалась эмаль, которой красили автомобили и велосипеды. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие материалы, но все равно излюбленными являются эмалевые и акриловые краски. С 1989 года в качестве основы стал использоваться холст.
Еще при жизни Эдуардо Тингатинга вокруг него сформировалась группа друзей и родственников, которых он учил рисовать в своем стиле. В историю вошли имена «первого поколения» художников — Симон Мпата, Каспер Хенрик Тедо, Дженьери Линда (Джон Линда Амба), Адеуси Манду Мтатамбве, Аджаба Абдалла Мталия. Вскоре к ним присоединился Омари Амонде. После трагической гибели художника, они зарегистрировались как артель и продолжили его дело.
70-е годы – время взлета тингатинга. Одна за другой следуют выставки, со временем живопись получает признание на государственном уровне: основанная простым крестьянином без образования, получила статус почти что «академического» искусства, «визитной карточки» Танзании.
Первые выставки за пределами Танзании были организованы в Дании, Германии, Швейцарии. С середины 80-х годов они устраиваются практически ежегодно и в других странах — Франции, Италии, Англии, Норвегии, США. В дальнейшем к ним добавились Япония и Китай.
В 90-х годах артель была преобразована в «Общественный Кооператив Искусств Тингатинга» (TACS) при финансовой поддержке официальных структур Танзании и помощи европейцев. В настоящее время TACS объединяет более 80-ти художников. При этом помимо официального кооператива существует несколько альтернативных объединений, в том числе за пределами Дар-эс-Салама (о.Занзибар, г.Аруша). Наиболее интересными из них в настоящее время являются «Группа Омари Адам Али» и «Слип Вэй».
За время существования школы тингатинга внутри нее сформировалось несколько направлений: ставшие классическими изображения животных и птиц, сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», сюжеты традиционной мифологии, библейские мотивы. Появились новые имена талантливых художников — Мохамед Чаринда, Рашиди Рубуни, Мустафа Юсуф, Аббас Рафики и другие. Их состав пополняется из числа художников молодого поколения, которые вносят новые стилистические особенности, экспериментируют с цветовыми сочетаниями и композициями.
В России работы мастеров тингатинга давно присутствуют в частных коллекциях ценителей современного искусства. Широкая общественность получила возможность ознакомиться с живописью тингатинга в 2007 году, когда был дан старт проекту «Тингатинга. Шедевры глянцевой живописи Восточной Африки».
Эдуардо/Эдвард Саиди Тингатинга (1932-1972)
Эдуардо/Эдвард Саиди Тингатинга родился в бедной крестьянской семье в деревне Накапанья (Намочелия) на юге Танзании, рядом с Мозамбиком. По происхождению относится к племени макуа. Единственное образование, которое получил Эдуардо – начальная школа католической миссии.
Как и многие жители деревень, в поисках заработка поехал на север страны, в область Танга, где работал на сизалевых плантациях, находящихся в ведении греческих мигрантов. Затем перебрался в Дар-эс-Салам – культурную и экономическую столицу Танзании. Сменил множество работ – садовник, продавец овощей и фруктов, прислуга у европейских чиновников и индусов, участник музыкальной группы, охранник в госпитале.
Эдуардо не был профессиональным художником, рисовать начал довольно поздно (тогда ему было около 37 лет). Известностью и популярностью, во многом, обязан европейцами, которые жили в Дар-эс-Саламе, приобретали его работы, устраивали выставки, оказывали поддержку.
Период активного творчества Тингатинга был совсем недолгим – с конца 60-х годов до своей трагической гибели в 1972 году.
Что произошло в тот день – точно не известно. Официальные источники и ныне живущие последователи придерживаются версии, что он погиб от пули полицейского, преследовавшего, по ошибке, его машину. Омари Амонде рассказывает:
«Вместе с двумя другими товарищами Тингатинга ехал в машине из Кинандони в центр города. Он сидел сзади. В этот день они получили деньги за продажу картин и собирались это отметить. Следом за машиной ехали полицейские, им показалось, что там могут быть преступники. Полицейский приказал остановить машину, но водитель Тингатинга отказался. Тогда полиция открыла огонь. Пуля разбила стекло и попала в Эдуардо. Он умер на месте. Это произошло в 12 часов ночи».
После смерти Эдуардо Саиди Тингатинга в его стиле продолжили рисовать художники из ближайшего окружения (в том числе было много, фактически, копий работ Тингатинга). Со временем они стали отходить от четкого следования стилю основателя направления, искать свою манеру изображения, расширять перечень персонажей, экспериментировать с цветовой гаммой и композициями. Сын Эдуардо – Дауди (1966/67 – 2015) тоже стал художником, хотя почти не помнил своего отца и учился рисовать по его картинам. Дочь – Мартина пробует себя в живописи, но больше занимается административной работой и поддерживает семейную историю.